Средство управления вашим разрешением на использование cookie-файлов временно недоступно, из-за чего некоторые функции, требующие вашего согласия на использование cookie-файлов, могут не работать.

СИНИЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ, КРАСНЫЙ: ИСТОРИЯ ЭМБЛЕМЫ BMW M.
M1, M3 или M5 – эти названия моделей суббренда BMW M находят горячий отклик в сердцах многих автолюбителей. Так же хорошо всем знакомы и цвета эмблемы BMW M. Но почему именно эти цвета? И кто придумал этот фирменный отличительный знак?
M1, M3 или M5 – эти названия моделей суббренда BMW M находят горячий отклик в сердцах многих автолюбителей. Так же хорошо всем знакомы и цвета эмблемы BMW M. Но почему именно эти цвета? И кто придумал этот фирменный отличительный знак?
8 МАЯ 2020

То, что "M" в обозначении BMW M означает "Motorsport" ("автоспорт"), известно всем без исключения любителям автомобилей. Но откуда у спортивного дивизиона BMW появились такие цвета? Баварский синий, очевидно, заимствован с эмблемы BMW (➜ Читайте также: История эмблемы BMW), а откуда взялись фиолетовый и красный? И каким образом эмблема BMW M приобрела свой всем известный вид? Для выяснения подробностей мы отправляемся в архив BMW Group Classic.

© BMW GROUP ARCHIV
BMW M Logo Motorsport (1973)
ЦВЕТА BMW M GMBH – РЕЗУЛЬТАТ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА.
В каждой истории успеха имеются свои легенды. Не обошлась без них и история создания эмблемы и цветов BMW M. В работе над цветовым решением дизайна спортивного подразделения BMW в 1972 году принимали участие следующие сотрудники компании BMW: Йохен Неерпаш (на тот момент руководитель гоночной программы и со-управляющий директор BMW Motorsport GmbH), Вольфганг Зеехаус (бывший дизайнер интерьера компании BMW) и Манфред Реннен (бывший дизайнер экстерьера компании BMW).
Подразделение BMW M GmbH было основано в 1972 году для разработки спортивных продуктов бренда BMW. В то время оно носило официальное название BMW Motorsport GmbH – и только с 1993 года было переименовано в BMW M GmbH.
Новоиспеченное подразделение должно было объединить и профессионализировать всю деятельность компании BMW в области автоспорта. Объединение и профессионализация, помимо всего прочего, подразумевали единый унифицированный корпоративный стиль. А объединяющим элементом должна была стать четкая и выразительная цветовая схема. Одним из ответственных за цветовую унификацию был дизайнер Вольфганг Зеехаус: он создал цвета BMW M – комбинацию из синего, фиолетового и красного.
___” Синий символизирует марку BMW, красный – автоспорт, а фиолетовый – их уникальное соединение. ”

ЭМБЛЕМА BMW M: СИМВОЛ С ВЫСОКОЙ УЗНАВАЕМОСТЬЮ БРЕНДА.
Марк Тисбюргер, историк автомобилей и автоспорта при BMW Group Classic, имеет доступ к различным архивным источникам и сохранившимся воспоминаниям участников тех событий. Поэтому его интерпретация относительно выбранной цветовой комбинации звучит несколько иначе: "Синий – это символ BMW, источником вдохновения для красного, вероятно, послужила компания Texaco, ну а фиолетовый был выбран чисто прагматически как смесь синего и красного цветов". На вопрос об истории с Texaco, он рассказал следующее: "Красный цвет в колористическую схему BMW Motorsport по всей вероятности попал из-за Texaco, хотя переговоры о спонсорстве с Texaco в конце 1972 года потерпели крах, и сделка в конце концов так и не состоялась".
Тем не менее, Тисбюргер считает такое объяснение вполне возможным, так как уже в 1972 году дизайнер Вольфганг Зеехаус включил логотип Texaco в новые проекты гоночных автомобилей. Это подтверждают многочисленные наброски дизайна в архиве BMW Group. То есть, он сделал это в то самое время, когда гоночные выступления BMW проходили под патронажем Castrol, чей логотип, как известно, имеет зеленый цвет. Хотя, как замечает Тисбюргер, такая ситуация уже сама по себе выглядит необычно – заранее внести в эскизы красный цвет, когда переговоры о сотрудничестве только-только начались. С другой стороны, это можно расценить как своего рода "лесть", чтобы склонить Texaco на свою сторону.

© BMW GROUP ARCHIV
Чертежи Вольфганга Зеехаус BMW 3.0 CSL
Манфред Реннен, коллега Зеехауса, упоминал, что он тоже участвовал в разработке цветов. Но, как отмечает Тисбюргер, никаких исторических документов в пользу этой версии нет. И если Йохен Неерпаш подтверждал "устойчивую легенду о Texaco", то Реннен, напротив, некогда опроверг то, что компания Texaco сыграла свою роль в выборе цветов.
ГОНОЧНЫЙ ДЕБЮТ В BMW 3.0 CSL.
Вольфганг Зеехаус выбрал эту комбинацию цветов не в последнюю очередь из-за того, что их можно хорошо различить на черно-белых фотографиях. Такое объяснение, по крайней мере, давал бывший руководитель гоночного отделения BMW Йохен Неерпаш. И официальная позиция BMW M относительно своих фирменных цветов выглядит так: "Синий символизирует марку BMW, красный - автоспорт, а фиолетовый – их уникальное соединение". Если заменить фиолетовый на темно-синий, то это утверждение актуально и сегодня.
” Цвета BMW M(otorsport) приводят нас к выводу: все гениальное просто. Редко когда цветовая комбинация дает так много для имиджа и узнаваемости бренда. ”

Трехцветная эмблема BMW M быстро заняла свое место на гоночных автомобилях "Баварских моторных заводов". Гоночный дебют фирменного цветового стиля состоялся в
1973 году на BMW 3.0 CSL, который в том числе и благодаря своему "полосатому" дизайну стал иконой BMW. Автором финального дизайна автомобиля, по утверждению Неерпаша, был внештатный графический дизайнер Пьер Менделль. В сотрудничестве с дизайнером BMW Манфредом Ренненом. И по сей ден автомобили гоночного подразделения несут на себе наклейки в знаменитых цветах M – варьируются только внешний вид и размеры.

BMW 3.0 CSL (1973)
BMW 3.0 CSL (1973)
История логотипа BMW M и его цвета

BMW M1 Procar (1979)
BMW M1 Procar (1979)
История логотипа BMW M и его цвета

BMW M3 Group A (1987)
BMW M3 Group A (1987)
История логотипа BMW M и его цвета

BMW M3 GTR (1993)
BMW M3 GTR (1993)
История логотипа BMW M и его цвета

BMW M3 GT2 (2010)
BMW M3 GT2 (2010)
История логотипа BMW M и его цвета

BMW Z4 GT3 (2015) & BMW 3.0. CSL (1973)
BMW Z4 GT3 (2015) & BMW 3.0. CSL (1973)
История логотипа BMW M и его цвета

BMW M8 GTE (2017)
BMW M8 GTE (2017)
История логотипа BMW M и его цвета
Еще один интересный факт, который часто забывают: цветовое оформление BMW M с синим, фиолетовым и красным цветами появилось намного раньше, чем комбинация тех же цветов и буквы "M". Если цвета на моделях BMW M использовались с 1973 года, то буква "M" как часть эмблемы впервые была представлена на презентации BMW M1 в 1978 году – это был первый автомобиль, разработанный подразделением BMW M GmbH. С этого момента триколор и буква "M" составляют единое целое и в качестве фирменного знака красуются на всех автомобилях BMW M. С 1973 года для своих автоспортивных мероприятий компания BMW использовала эмблему BMW с расположенными вокруг нее чередующимися сегментами в концентрических кругах. По словам Йохена Неерпаша, этот дизайн был разработан швейцарским агентством графического дизайна Müller.
ЭМБЛЕМА BMW M – СИМВОЛ МОЩНОСТИ.
Начиная с 1978 года стала использоваться эмблема в виде буквы M с тремя прислоненными к ней полосками. Наклонное положение полосок призвано было подчеркнуть скорость и динамику моделей BMW M. Этот легендарный логотип, разработанный студией дизайна Italdesign под руководством Джорджо Джуджаро, известен также как "M Джуджаро".
” Три разноцветные полоски BMW M(otorsport) и по сей день определяют фирменный стиль BMW M GmbH и BMW M Motorsport. ”

С течением времени дизайн логотипа и полосок BMW M бережно дорабатывался. Так, из прежнего фиолетового цвет уже давно стал темно-синим. Последнее обновление корпоративного дизайна произошло в марте 2020 года. С этого момента для информационно-рекламных материалов бренда используется коммуникационный логотип BMW M в новом стиле. В нем отказались от трехмерного изображения, и теперь логотип выполнен в двухмерной графике в четырех цветах – голубом, темно-синем, красном и белом (буква "M").

© BMW GROUP ARCHIV
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ BMW M.
История возникновения цветов BMW M(otorsport) неоднозначна. Ясно одно: дизайнер BMW Вольфганг Зеехаус сыграл в ней одну из ведущих ролей. Свою руку, как минимум к дизайну полосок, приложил также и дизайнер BMW Манфред Реннен. Кроме того, достоверно известно, что первая спортивная эмблема BMW была создана бюро графического дизайна Müller, в то время как финальный гоночный дизайн автомобиля с полосками разработан студией дизайна Пьера Менделля. Таким образом, это был совместный проект.
Эксперт BMW Group Classic Марк Тисбюргер добавляет: "Создание и использование цветов BMW M(otorsport) можно считать фундаментальным изобретением в области корпоративного стиля". Это подтверждает и тот факт, что цвета и эмблема бережно дорабатывались без каких-либо серьезных изменений базового дизайна 70-х годов. Зачем это было нужно? Затем, что теперь не только фанаты автоспорта, но и все остальные знают: логотип BMW M несут на себе только самые спортивные модели BMW.
____
Как появились цвета и эмблема BMW M?
История возникновения синего, фиолетового (сегодня темно-синего) и красного цветов BMW M восходит к 1973 году и тогдашнему руководителю гоночного подразделения BMW Йохену Неерпашу, а также дизайнерам BMW Зеехаусу и Реннену. Достоверно известно, что первая спортивная эмблема BMW была создана бюро графического дизайна Müller, а финальный гоночный дизайн автомобиля в виде полосок разработан студией дизайна Пьера Менделля.